10 марта 2017 года группа депутатов внесла в
Государственную Думу Российской Федерации текст законопроекта «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления
особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе
федерального значения Москве».
В пояснительной записке к Законопроекту о реновации жилья в Москве указано, что одним из основных приоритетов градостроительной и
жилищной политики, проводимой Правительством Москвы, было и остается
обеспечение граждан комфортным и современным жильем, обновление жилищного фонда
в городе Москве.
Правительством Москвы завершается выполнение в соответствии
с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 1999 года № 608 программы
комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода
индустриального домостроения. С начала ее реализации в 1999 году в указанную
программу было включено 1 722 многоквартирных дома сносимых серий общей
площадью 6,5 миллиона квадратных метров. Из них снесен 1 651 многоквартирный
дом площадью 6 миллионов квадратных метров. Всего в рамках программы было
переселено более 160 тысяч семей.
Реновация сложившейся застройки возможна исключительно
с использованием двух предусмотренных Градостроительным кодексом Российской
Федерации механизмов:
- развитие застроенных территорий
- комплексное развитие территории.
Однако использование указанных инструментов не
позволяет эффективно реализовать программу реновации жилищного фонда.
Применение механизмов развития застроенных территорий крайне ограничено в связи
с максимально узким перечнем объектов, попадающих под его действие. Комплексное
развитие территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской
Федерации применимо, скорее, к промышленным, а не к жилым районам, предполагает
возможность развития территории силами правообладателей таких объектов
недвижимости. Широкое использование этого инструмента без учета указанных
особенностей может привести к нарушению прав граждан.
Применение при реновации жилищного фонда правовых
механизмов переселения из аварийного жилья невозможно к тем домам, которые
морально и физически устарели, являются ветхими, но формально не соответствуют
установленным законодательством Российской Федерации объективным
технологическим критериям аварийности и не могут быть признаны аварийными в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, на законодательном уровне отсутствует
необходимое правовое регулирование вопросов переселения граждан из сносимых
многоквартирных домов. Использование механизмов развития застроенных
территорий, комплексного развития территории, расселения аварийного жилья
предусматривает только изъятие недвижимости, которое не приемлемо с учетом
масштабов программы реновации и социальных последствий.
Положения законопроекта подлежат применению
исключительно к отношениям, возникающим в связи с реновацией жилищного фонда в
столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве, в том числе при принятии решения о реновации жилищного фонда в
Москве, при подготовке и утверждении документации по планировке территории, при
образовании и предоставлении земельных участков, при установлении сервитутов
для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры, при выполнении
инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, при
строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, переселении
граждан из подлежащих сносу многоквартирных домов, выводе многоквартирных домов
из эксплуатации, их сносе.
Реновация жилищного фонда в городе Москве будет
осуществляться на основании соответствующей программы и принимаемых в целях ее
исполнения решений о реновации жилищного фонда. При этом Правительством Москвы
будет установлен специальный порядок выявления и учета мнения населения по
вопросам реализации программы реновации.
Для обеспечения жилищных прав граждан законопроектом
устанавливается порядок переселения граждан из сносимых многоквартирных домов,
разработанный с учетом ранее успешно апробированного порядка переселения
жителей в равнозначное жилье при реализации предыдущей городской программы
сноса жилых домов первого периода индустриального домостроения.
Так, переселение жителей будет производиться без
доплаты в равнозначные жилые помещения, то есть в благоустроенные жилые
помещения, количество комнат которых будет соответствовать количеству комнат в
освобождаемом жилом помещении, а жилая и общая площадь которых будет не меньше
соответственно жилой и общей площади освобождаемого жилого помещения.
В целях обеспечения успешной реализации программы
реновации законопроектом также предусматривается создание специализированной
некоммерческой организации - фонда содействия реновации жилищного фонда в
городе Москве, который сможет выступать как заказчиком нового строительства,
так и непосредственно застройщиком.
Расходы на реновацию жилья в городе Москве
Принятие проекта федерального закона «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления
особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе
федерального значения Москве», по мнению депутатов, не потребует дополнительных
расходов за счет средств федерального Российской Федерации, не приведет к
изменению финансовых обязательств государства.
Законопроект о реновации жилья в Москве
По Законопроекту гражданам, освобождающим жилые
помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, в целях
обеспечения их жилищных прав предоставляются равнозначные жилые помещения.
Равнозначное
жилое помещение – благоустроенное
жилое помещение, жилая и общая площадь которого не меньше соответственно жилой
и общей площади освобождаемого жилого помещения и количество комнат в котором
соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. Равнозначное
жилое помещение должно быть расположено в районе города Москвы, в котором
расположен соответствующий многоквартирный дом, включенный в решение о
реновации, либо в районах города Москвы, прилегающих к указанному району и
находящихся в том же административном округе города Москвы. Равнозначное жилое
помещение предоставляется вне района проживания в случаях, если:
- многоквартирный дом, включенный в решение о реновации, расположен в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, включенный в решение о реновации;
- получено письменное согласие граждан на предоставление им равнозначного жилого помещения вне района проживания.